Книга Ловмяньского продавалась в течение всего года в магазине при входе в Ленинскую Библиотеку. В последний был там и видел кажется месяца два-три назад.
Хотя гипотеза происхождения
Волоса, скотьего бога от
Власия, покровителя скота - несомненный бред. И если б его изрекал не маститый ученый, а наш брат слесарь-любитель - давно б гнали с криками «ату-ату его» между красных флажков.
Имя
«Волоса, скотьего бога» впервые упоминается в договоре Святослава с греками 971 г. Только затмевающая разум увлеченность собственной мыслью могла позволить Ловмяньскому прийти к мысли о том, что воины Святослава могли клясться именем бога, о котором они узнали пару лет назад от болгар. Заимствование Волоса из юго-слав. невозможно и с лингвистической точки зрения (полногласие).
Волос, скотий бог, упоминается в статье 907 г. Как теперь может считаться доказанным оно (это имя) попало сюда из договора 971 года. Так как известно, что летописец начала XII века где возможно «обрамления» договоров конструировал на основе их текста.
Дальнейшее не доказательно, но к вопросу о том, где возможно стоял идол Волоса в 988 г.:
А.А. Шахматов считал также, что упоминание «Волоса, скотьего бога» содержалось в древнейшем рассказе о крещении Киева. В Житии Владимира («обычное житие» в списках 15-16 века) говорится о крещении киевлян в Почайне и свержении Владимиром, стоящего там идола Волоса. Рассказ о крещении в Почайне А.А. Шахматов считал более древним, чем летописный рассказ о крещении в Днепре. Замена объяснялась им тем, что Почайна к концу 11 века в значительной мере пересохла. И автор Начального свода не мог понять как в таком небольшом водоеме мог быть крещен весь (выросший в раз в 10-20 к его времени) Киев.
Из Жития:
цитата
«И яко прииди в свой град Кыев, повели кумиры испроврещи, овы исещи, а другыя огневи предати, а Волоса идола, его же именоваху скотия бога, повеле в Почайну реку въврещи».
С ув. Ник.