On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]



ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.05 14:46. Заголовок: Re: О путанице в Радзивиловской летописи 6709-6714 гг.


Чтобы понять, куда может относиться эта фраза, опишу, как подаются сведения на лл. 243об–245об в Р.
Л.243об. 1. 6709 Всеволод шлет Ярослава в Переяславль Русский «августа на Далмата».
2. «тое же осени» смерти Владимира Черниговского.
3. «тое же зимы» лунное затмение 29 декабря.
Л.244. 1. «того же лЪта исходяча февраля в 16» Роман приходит ко Вручему на Рюрика.
2. Он предлагает вместе послать ко Всеволоду моление, чтобы тот дал Рюрику Киев.
3. смерть Владимира Юрьевича – без даты.
4. смерть и похороны Елены.
5. дата – 6.2. на Укола. Ее по смыслу Р естественнее отнести к смерти Елены, чем к последующему сообщению.
6. Целование креста Ольговичами и их возвращение восвояси.
7. Прощание с Константином.
8. Пострижение княгини; описание органично перетекает на л. 244об.
Л.244 об. 1. Целиком описание болезни и пострижения Всеволожей, которое Бычков, «отредактировав», поместил произвольно в середину 6714 статьи Л.
2. «Боголюбивыи же и милосердыи великий князь Всеволод не помяну зла…» – конец листа.
Л.245 1. «…Рюрикова что есть сотворил в Русте земли но даи ему опять Киев…»
2. сразу продолжение «…лето 6712»: Роман шлет своего мужа к Всеволоду, тот шлет к Ольговичам Михаила Борисовича, который приводит их к кресту; Ольговичи шлют своих послов для ответного целования к Роману и Всеволоду.
3. 6713 Князья – кроме Ольговичей (о них не упоминается) совместно идут на половцев в лютую зиму; по возвращении в Треполе начинают делить «власти» - «кто како терпел…»
Л245об 1. продожение цитаты «…за Русскую землю». Тут ссора, в ходе которой Роман постригает Рюрика в монахи и уводит Владимира [Рюриковича] с собой.
2. Всеволод требует от Романа выпустить зятя Ростислава и Владимира, тот подчиняется и сажает Ростислава в Киеве.
3. Тое же зимы Ольговичи бьются с Литвой.
На этом Р заканчивается. На лл.237-238об помещены сообщения 6710-6711 гг., от смерти князя Игоря Святославича до пояснения смысла знамений.

Является ли та конструкция, что представили издатели Л, единственно возможной? На мой взгляд, нет: она слеплена наскоро с точки зрения здравого смысла, без серьезной попытки вдуматься в содержание текстов. Смотрели только на форму.
Некоторые «сшивки» напрашиваются – например, слова о молении после 16 февраля (л.244) и получение Рюриком Киева от Всеволода (стык лл. 244об-245). Но последнее сообщение столь вопиюще не согласуется с предшествующим, что вкупе с «повторным» целованием креста Ольговичами (л.244) ставит большой вопрос: а были ли сообщения Л и Р столь согласованы друг с другом, что первую можно воссоздавать из Р?
Самым «экономным» толкованием путаницы в РА является такое: сообщение о «молении» было последним на списываемой странице, а потом переписчик перепутал страницу и стал списывать о смерти Владимира и проч., а уже потом дописал (после смерти Всеволожей) пропущенный кусок текста – без всяких интервалов и отделений – ничего, кроме стандартной точки. Этот кусок от «даи …Киев» до конца летописи можно воспринимать как единое целое.
Однако смерти Владимира и Елены и повторное целование Ольговичей 6.2 выпадают из этого ряда и требуют найти им подходящее место. И здесь помогает аналогия из Львовской: если поместить эту информацию в 6711 г., то все становится на свои места: собственно она в РА и стояла там же («моление» явно относится к 6711 г., когда 16 февраля «исходящего» года Роман пришел ко Вручему). Таким образом, целование Ольговичей оказывается непосредственно предшествующим этому событию.
Все эти события наиболее четко и непротиворечиво даются в Московской летописи под 6710 г.: Рюрик в союзе с Ольговичами решил выступить против Романа Мстиславича, который однако опередил их – вступив с войсками в Киев, Роман вынудил Рюрика и Ольговичей в первый раз целовать крест себе и Всеволоду, а также посадил в Киеве Ингваря Ярославича. Зимой Роман выступил в поход против западных половцев, в то время усиливших давление на Византию. Воспользовавшись этим, Рюрик и Ольговичи в союзе с восточными половцами во главе с Кончаком захватывают 2 января Киев и подвергают его разорению. Именно после этого, возвращаясь из похода, Роман и движется ко Вручему… Таким образом, в этой ситуации – после погрома Киева союзники должны были расходиться кто куда – Роман неожиданно для них подошел к Киеву, что и могло заставить Ольговичей покаяться и вновь целовать крест Роману. Тогда-то станет понятной, откуда и почему после 6 февраля, дня целования, Ольговичи «возвращались восвояси»: шли они домой, после взятия Киева...


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия