Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 30.10.05 00:20. Заголовок: Апостолы и "равноапостольные" в ПВЛ
Рассуждая то о "антивизантийской", то о провизантйиской, русской "автокефалической" или "проримской" направленности легенды, кажется никто не обратил внимание на главный результат ее официального признания (в 1080-е гг. Всеволодом Ярославичем и его потомками). Результат был в отказе от признания заслуг Владимира Святославича как "равноапостольного". Эти заслуги, то есть то робкие, то варваские попытки насадить христианство, обретали значение почти канонических ввиду представления о том, что в Русской земле не звучала апостольская проповедь. Но земля наша княжеским провидением была обращена к истинной вере. Почти уже святой во времена написания "Слова о законе и благодати" равноапостольный Владимир не был канонизирован до рубежа 13-14 века. Его славу отнял св. Андрей, занявший "пустующее место" апостола вероятно в результате некого соглашения Всеволода с греческим духовенством (вспомним его особые отношения с Византией). Откуда мне знать, что подобное понимание легенды возможно существовало? Мнение о том, что св. Андрей перенял после своего водворения на Руси заслуги Владимира отражено, например в косвенной, но в достаточно ясной форме в похвале Ивану Калите Сийского Евангелия (сер. 14 в.) : "хвалит Русская земля первозванного апостола Андрея, Греческая земля Константина". Эта последняя фраза, как и ряд других есть кардинально переосмысленная похвала Илларионова Слова: "Хвалит же похвальными гласами Римская страна Петра и Павла <....> Азия и Эфес и Павм - Иоанна Богословца, Индия - Фому, Египет - Марка<...> Похвалим же и мы, по силе нашей <...> нашего учителя и наставника великого государя нашей земли Владимира" Впрочем текст похвалы Иллариона то же заимствование более раннего образца, в котором таким же образом Русская земля хвалила Климента (якобы просветившего русскую землю). Можно поэтому очень предварительно наметить развитие преставления о просветителях Руси: 1) Хвалит Русская земля Климента (ранняя версия, возможно чудо "прозрения" Владимира в Корсуни предписывалось в первоначальной корсунской легенде Клименту) 2) Хвалит Русская земля Владимира (официальная идеология более не нуждается в Клименте и проч. принятие христианства - заслуга исключительно Владимира) 3) Хвалит Русская земля Андрея (компромис церкви и государства по поводу прав на раннехристианское наследие Руси). С ув. Ник.
|
|
|
-
Апостолы и "равноапостольные" в ПВЛ
Николай Ф. (30.10.05 00:20)
-
Re:
P.L. (23.11.05 00:55)
-
Re:
Andrew (21.11.05 12:26)
|