Болландисты - церковно-научная организация, занимающаяся исследованием агиографии на протяжении нескольких столетий. Помимо прочего, разработали приемы критической агиографии, которые позволяют адекватно «читать» агиографичекие тексты.
Николай Ф. пишет:
цитата
Древнее - не всегда адекватнее реальности, но согласитесь иногда «количество переходит в качество». Если древность документа приближается к событию, которое в нем описано, она имеет весьма большое значение для оценки источника
Если мы говорим о «Житиях» Владимира, то нисколько. Простой пример - место крещения Владимира. В агиографическом документе упоминается какая-то реальная местность (например, города Киев или Херсон) и какое-то реальное событие, которое вполне могло быть отнесено к этой местности (крещение князя Владимира). Вопрос: какую версию крещения Владимира предпочесть — в Киеве или Херсоне? Разрешить этот спор на основании источников, от агиографических документов не зависящих, не удается (по крайней мере, тут нет научного консенсуса, хотя в последние годы ученые больше склоняются к Киеву). Даже летописные свидетельства о крещении Руси и Владимира — это, по сути, источники агиографические, так как представляют собой переработки каких-то документов очевидно агиографического характера, предшествовавших древнейшему русскому летописному своду.
А проблема в том, что место крещения Владимира (в отличие от места его погребения) относится к не вполне контрастной области агиографического сюжета, которая может деформироваться в угоду символическому смыслу. Поэтому где бы ни крестился Владимир на самом деле, совпадение данных агиографии с его реальным местом крещения будет опять-таки «случайным», а точнее, символическим.
Смысл символики тут прозрачен: крещение в Херсоне — преемство и, значит, какая-то зависимость Киевской церкви от Херсона, крещение в Киеве — претензия на самостоятельность, особенно по отношению к Херсону. В более поздней русской традиции претензии Херсона на духовное лидерство по отношению к Киеву перестают быть актуальными, а потому и снимается смысловое противоречие между двумя версиями крещения Владимира: теперь уже, скорее, Херсон воспринимается как периферия Киева, а потому противоречие на уровне символики оказывается снятым и забытым. Сам Херсон переосмысливается как символ Киева.