Maxim Litvin пишет:
цитата
То, что там описано имело местно быть или же это просто художественное произведение - компиляция мотивов из других произведений?
Я лично думаю, что это именно «прядь», то есть весьма искусственное соединение ряда литературных и исторических фактов, придуманных или действительно имевших место быть с наемниками, служившимина Руси в 1015-1036 гг. (и может быть не только у Ярослава).
Эймунд был один из наиболее известных участников этих событий. Оттого к имени его и прилипло много эпизодов, происходивших с другими людьми. Почему именно Эймунд обладал такой большой «двойной славой»? Ну хотя бы потому, что Эймунда было два...
Со старого форума: http://oldri.fastbb.ru/re...-000-120-0-0-1078785233-0 Вычитал недавно, в статье
Глазырина Г.В. «О шведской пряди об Эймунде»//Норна у источника судьбы. М.,2001. с.61-69.
Что у Эймунда, сына Хринга как победителя Бурислава, есть серьезный конкурент – Эймунд, сын Аки, хевдинга Свитьода и дочери конунга свеев Эйрика Победоносного.
Эймунд «Шведский», сын Аки, является действующим лицом саги «Об Ингваре Путешественнике». Так же и сам Эймунд «Норвежский», сын Хринга, в одной из рукописей (Flateyjarbok) однажды называется королем Олавом Святым именем «Эймунд Акасон».
Сюжет, посвященный Эймунду Акасону, во многих чертах сходен с сюжетом саги об Эймунде, сына Хринга. Его отец хевдинг Аки, был убит своим тестем Эриком. Эймунд воспитывался при дворе конунга Эйрика, а затем короля Олава Шетконунга. Эймунд дружит с Ингигерд, дочерью Олава, будущей женоя Ярослава. Пользуясь почетом, Эймунд угнетен тем, что не может вступить в права на свои законные владения. Он убивает людей конунга и бежит из страны, будучи объявленным вне закона.
Когда же узнает, что Ингигерд стала женой Ярицлейва, отправляется в Гардарики.
На службе у Ярицлейва в борьбе с его братом Бурицлейвом, Эймунд Акасон «провел 5 битв, но в последней был Бурислейв пленен и ослеплен и привезен к конунгу».
Получив почести Эймунд Акасон отправляется на родину, где вступает в свои владения.
Р. Кук, а с ним кажется во многом соглашается и Г.В. Глазырина, предположил существование в древности второй шведской «Пряди об Эймунде», в которой:
1) описанные в Пряди события имели место, но со шведским отрядом;
2) имя предводителя отряда было Эймунд;
3) содержалась более точная чем ослепление, версия убийства Бурислейфа.
Вот такая запутанная получается история…. Maxim Litvin пишет:
цитата
Не знаю как где, а у нас в народе церковный праздник св. Бориса и Глеба называют «Борис Хлебник», может я чего не догоняю или это совпадение. Тогда еще одно совпадения - по преданиям на «Борисовых камнях» во время голода каждую ночь вырастает каравай хлеба.
Был бы я противный академик, а не добрый слесарь-любитель, написал бы по этому случаю статью с этаким вот примерно названием: «О пользе внимательного чтения источников»
Хлебник-то Борис, а не Глеб. И праздник хлебный на «Бориса» - 24 июля по старому стилю, то есть 6 августа по-новому... Жатва.
Maxim Litvin пишет:
цитата
И мне кажется, что буква «сы» в Борисе это как раз и есть «сухой остаток» «славы». Хотя было бы логичнее не «с», а «ша». Т.е. Борислав = Борша, так же как Володислав = Володша. Это ИМХО не судите строго.
«ша» да, но не сы, и не -с. Например Богуслав - Богша, а не Богус, Святослав - Святоша, а не Святос, Путислав - Путьша, а не Путис.
С ув. Ник.