Николай Ф. пишет:
цитата
Волос, стоявший на Подоле, в торговой, неаристократической части города,
Так может он был богом торговли? Напрашивается сравнение с Гермесом, который как и Волси связан с фаллическим культом -
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гермес
http://www.foxdesign.ru/legend/germes3.html цитата
Первоначально Гермес — фаллическое божество, изображавшееся гермами. Герма представляла собой каменную колонну с вырезанной головой Гермеса и подчеркнутыми половыми органами. Устанавливались гермы на перекрестках дорог и наряду с сакральной функцией, служили дорожными указателями. В 415 г. до н.э. гермы были уничтожены. Во времена Рима они потеряли связь с фаллическим культом Гермеса и стали изготавливаться в виде прямоугольной колонны, на которую водружался бюст человека или божества.
Гермес — бог торговли, прибыли, интеллекта, ловкости, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог гимнастики.
Обратимся к Фасмеру:
цитата
скот - др.-русск. скотъ «скот», «имущество» (Пандекты Никона), «деньги, подать» (часто в Пов. врем. лет, РП и др.; см. Срезн. III, 388), скотьница «казна»
Заимствование из герм. (ср. гот. skatts, др.-исл. skattr «налог», др.-сакс. skat «монета, состояние»,... нов.-в.-н. Schatz «сокровище») вероятнее, чем родство с герм. словами; .... Принимая во внимание др.-фриз. sket «деньги, скот», Шварц ... предполагает лангобардско-варнский источник заимствования. Исконное родство гот. skatts и слав. skotъ.. не исключено,
... Др.-русск. знач. «налог, подать» некоторые ученые пытаются объяснить как частное заимствование из др.-исл. skattr
Дополню из Кёблера :
got. skatts, ae. sceatt, as. skatt*, ahd. skaz, afries. skett;
germ. *skatta-, *skattaz, Скот, M?nze, Schatz «сокровище, богатство; налог, пошлина; оброк»;
С учетом всего выше сказанного, для меня достаточно убедительным является то, что Волос был богом покровителем торговли,а не богом покровителем скотины, как Власий.
Столь сильная аналогия с Гермесом, может указывать на возникновение этого культа как кальки с культа Гермеса, с обычной заменой имени (как Меркурий у римлян).
Содержание статьи Фасмера Велес, дает основания подозревать о связи имен Велес и Волос. Эти имена возможно родственны, но восходят не к одному языку. Напр. одно является славянским, а другое германским, а вместе восходят к общему корню, возможно фаллического содержания. В словарной статье Фасмера Велес сообщается о попытках сравнения с греч. «мужской», др.-инд. «оплодотворяющий».
Есть еще одно интересное совпадение, опять-же с Гермесом. Др.сев. Vo,l-s-i имет два значения - половые ограны жеребца и
«валок; валик; цилиндр; ролик». Есть другое др.сев слово с похожим (а возможно и тем-же) корнем Vo,l-r - круглая палка; посох; жезл (жезл у Гермеса!!!). got. walus*, ae. wala, walu, afries. *walu; E.: germ. *walu-, *waluz, палка; трость, посох; шест
Напрашивается простая аналогия, в речи фаллос иногда называют колбасой или жезлом или палкой также формально можно и валиком.
Возможно что как раз жезл Гермеса и стал основой его имени у проторусов (или/и у славян).
А идоевропейский корень к которому это слово восходит - u.el (7)
Pokorny 1140 Осталось попросить Серегея Тарасова, помочь разобратся в возможных путях получения Велеса и Волоса от этих германского и индоевропейского корней. Может быть так появится возможность выйти на русов.