|
Отправлено: 24.01.05 20:02. Заголовок: Нет-нет, это я все понимаю!
Приветствую сердечно! Запад - само собой, тоже не пряниками одаривал. Но там все же была определенная политика, в которойц мы можем увидеть немало сигналов и к сотрудничеству. И заинрывания с Даниилом, и послания Папы к Владимирским князьям, и - пусть теоретическая, словесная - но готовность организовать крестовый поход и против монголов. Вот я как раз про эту ситуацию выбора и толкую. По сути, ведь кроме Александра и отца его Ярослава (тоже в свое время неведомо куда девшегося во время нападения татар), идею подчинения татарам никто из сравнимых князей не поддерживал. Напротив, не будь Александра, антитатарская коалиция им не была бы развалена, а значит, имела шанс поднять восстание и выкинуть татар вон из Руси. И вот тут главные вопросы и наступают: 1. Имело ли такое восстание шанс на победу - или татары вернулись бы и доубивали всех, кого не успели в первый раз? 2. Отказ от ориентации на татар неизбежно приводил к ориентации на Запад. Ему, конечно, противились наши церковники, но насколько действительно была бесперспективной политика опоры на Запад против татар? 3. Если бы такая политика была избрана, действительно ли Запад нанес больше вреда нашему национальному существованию, нежели татарское иго, как о том толкуют многие историки? Имел ли Запад достаточно ресурсов, чтобы «закабалить» хотя бы одно наше княжество? И какова была бы эта кабала, если бы имел? Судьба Литвы, кажется, показывает эту альтернативу - и именно на материале русских княжеств. Так ли хуже было русским в ВКЛ, чем под татарами? 4. Или все это - вопросы досужие, а на самом деле все было решено церковью, которая не видела противника (а наоборот, видела грантодателя) в татарах, зато видела его в таких же христианах? И объясняется это решение тоже крайне просто: «такие же христиане» были конкурентами в вытягивании денег из оболваниваемых масс, а татары эти деньги вытягивать только помогали? Хотя бы тем, что народ пошел массово записываться в монастырские, абы только татары их мимо обходили? И потому наш Александр Невский - святой не потому, что радел за национальные интересы, а разделял одни и те же интересы с церковью?
|