Andrew пишет:
цитата
В летописной легенде - один констекст, в саге - совершенно другой. Что между ними вообще общего, помимо того, что и там и там - Павел ?
Как это в другом? И в том и другом случае фактически Владимиру предлагают принять новую веру «ученики Павла». Связь происхождения имени греческого епископа Павла в саге с именем апостола Павла в летописи никем не отвергалась, будучи высказана в давние времена Вяземским и более подробно обоснована Лященко.
С учетом того, что сюжет о крещении Руси не мог возникнуть на пустом месте, а должен был использовать рассказы русских, более чем очевидна правота А.И. Лященко, утверждавшего, что появление Павла в саге - ошибка Одда или Гунлауга, использовавших источники, которым известна была русская летопись.
См. Т.Н. Джаксон Исландские королевские саги о Восточной Европе. М.,1993.
А.И. Лященко. Сага про Олафа Трiгвассона и лiтописные оповiдання про Ольгу. Киев, 1926.
Павлу просто неоткуда было больше взяться... Andrew пишет:
цитата
Насколько я понимаю, в скандинавской версии никакого «выбора вер» (в летописном смысле) нет. Там есть выбор между христианством и язычеством, а это совершенно другое дело.
Но сага - самостоятельное произведение. Естественным образом из нее изъяты сюжеты о неактуальной на севере теме идеологической борьбы с иудаизмом и исламом. Выбор же и совет с народом (боярством) тем не менее, как вы признали присуствует.
Andrew пишет:
цитата
И вы опять-таки не ответили на вопрос: почему надо рассматривать только эти два текста, хотя можно без труда найти 2000 других, в которых повторяется та же «глубокая» мысль ?
Ну давайте, найдите не 2000, а хотя бы один текст, повествующий
одновременно о принятии Владимиром крещения в совете с боярством с упоминанием Ольги-Аллогии и Павла, картины страшного суда, сомнениях Владимира и последующем крещении Руси. А я просто посмеюсь над Вашими усилиями...
Есть только два подобных источника: ПВЛ и сага об Олафе. Andrew пишет:
цитата
С той же степенью обоснованности я могу заявить, что скандинавская версия списана с рассказа о крещении Хлодвига, и, следовательно, Аллогия - это Клотильда (кстати, и имена похожи).
Есть большое «но». Ваше сравнение некорректно. Хлодвиг и Владимир ПВЛ - разные лица, жившие и крестившиеся в разное время. В тождественности Вальдемара саги и Владимира ПВЛ никто не сомневается, также как и в том, что в основе рассказа саги лежит русское предание о принятии крещения Владимиром из Греции.
С ув. Ник.