вот занятная статейка
http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/233/21043/
несогласие вызывает лишь точка зрения, абсолютно отвергающая возможность крещении Дира.
Есть вот такая информация
http://www.orthlib.ru/calendar/jul/11olgalife.html цитата
Святая Ольга много сделала для увековечения памяти первых русских исповедников имени Христова: над могилой Аскольда воздвигла Никольский храм, где, по некоторым сведениям, сама была впоследствии похоронена, над могилой Дира — вышеназванный Софийский собор, который, простояв полвека, сгорел в 1017 году. Ярослав Мудрый на этом месте построил позже, в 1050 году, церковь святой Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в каменный храм того же имени — доныне стоящую Софию Киевскую, заложенную в 1017 году и освященную около 1030 года.
Если так, то Дир повидимому тоже был крещен, и коль над его могилой построили Софийский собор, то он был еще и киевским князем,
софийские соборы и в Киеве и в Новгороде были усыпальницами князей. О том, что он был князем говорит Масуди.
Почему на месте «дировой» Софии была построенна церковь св. Ирины. Может быть из этой вот паралели её жизни:
цитата
Святая великомученица Ирина жила в I веке и до крещения носила имя Пенелопа. Она была дочерью язычника Ликиния,.... Она стала убеждать и своих родителей принять христианскую веру. Мать радовалась обращению дочери ко Христу; отец вначале не препятствовал дочери, но затем стал требовать от нее поклонения языческим божествам. Когда же святая Ирина твердо и решительно отказалась, то разгневанный Ликиний велел связать свою дочь и бросить под копыта свирепых коней.
Если Дир принял христианство, то он начал его и проповедовать, возможно за это и пострадал.
Напрашивается весь исторический узел в начале Руси связывать с этим первым крещением. В результате него в Киевской земле могла разразится религиозная война в которой на стороне язычников и христиан могли стоять представители одной династии. Христиане проиграли, временно.
Почему же в летописи о Дире и Аскольде вошло так мало? Ведь коль в их память были построенны храмы, то как минимум их настоятели хорошо знали истории связанные с ними. И летописец, настойчивый собиратель легенд, мог записать и эти. Может быть действительно все связанно с принятием христианства от римской церкви?
То, что киевляне приняли Олега с Игорем, означает, как мне кажется, только одно - Игорь для них, наследственный князь, и повидимому, представитель языческой партии. Если Олег убивал кого-то из двоих, Аскольда или Дира, то видимо, по причине его христианства. Видимо это был Аскольд, а Дир погиб раньше в военных столкновениях. Князь не вышел бы встречать с распростертыми объятьями конкурирующую партию,
а Аскольд видимо был его воеводой, возглавлял дружину.