Владимир пишет:
цитата
А.А. в книге обещал, что в этот Сборник (кстати, где его сейчас можно купить?) войдет статья
по археологии, с аргументами в поддержку переселения ободритов.
Аргументов по археологии в данной краткой статье нет. Сборник продается в лавке Института Истории Отчечства РАН (м. Академическая, метров 50 от одного из выходов здание за железным решетчатым забором, лавка в подъезде, цена 130 р. Кстати была там еще книга
Г.С. Лебедева. Викинги в Северной Европе и на Руси (расширенное переиздание докторской диссертации этого ученого, защищенной в 1987 г. цена 481 р.).
Есть конечно претензии к качеству аргументации:
1) Не привлекаются археологические источники (факт массовой колонизации ободритов не мог не отразиться в археологическом материале).
2) Единственный серьезный аргумент (два Рюрика, два Гостомысла), не исследован должным образом. В статье не говорится даже о том, когда впервые упоминается в русских источниках имя Гостомысл.
3) Само переселение ободритов, с последующим призванием Рюрика в Новгород выглядит немотивированным. После 844 г. страна ободритов не была окончательно разгромлена и подчинена франкам. Подчинение ободритов и лютичей немцам имело место в 920-е гг. Но после ряда восстаний во второй половине 10 века ободриты добились независимости. Их волость просуществовала вплоть до середины 12 века. С чего бы ободритам массами бежать в Россию? А потом вспоминать о датском Рюрике, прославившемся своими нападениями на ободритов... Все это выглядит весьма фантастичным.
Параллели Гостомысл ободритский - Гостомысл Новгородский, Рюрик Фрисландский - Рюрик Русский, Великий град ободритский (Велиград-
Мекленбург) -
Великий град Словенский Иоакима -
Новгород (то есть лексически может быть и "Новый Великий град") заслуживают серьезного изучения. Однако их нельзя рассматривать без подробного рассмотрения трасформации образа Гостомысла в русских источниках. Он то дед Ольги-Псковитянки, то старейшина Новгородский, то тесть Рюрика...
Сама идея о том, что воспоминание о Гостомысле - воспоминание о довосточноевропейской истории интересна, но встает вопрос о том, что включать в эти довосточноевропейские воспоминания (не Рюрика ли тоже). А так же вопрос о времени и способах проникновения этой легенды на русский север (не обязательно с ободритами основавшими якобы Новгород).
С ув. Ник.