Приветствую!!!
Maxim Litvin пишет:
цитата
Все раскопанные капища (мне известные) содержат одного главного идола,
В одном святилище скорее всего один идол быть и должен, если посмотрите на календарь, то увидите, что у каждого божества свой праздничный день. К тому же даже не у каждого племени, а скорее всего у каждого селища был свой главный бог, которому святилище и посвящалось.
Maxim Litvin пишет:
цитата
только иногда еще 1-2 подчиненных.
Например в храме Макоши (Святилище из селища Грудок по Рыбакову). Только кто они до сих пор не понятно.
Однако если взять тот Збручский идол, то тот же Рыбаков считает, что там изображено 4 божества. (лично мне это не понятно)
Maxim Litvin пишет:
цитата
Я думаю Вы не будете отрицать, что при Владимере язычество воспряло и еще более усилилось
А я бы возразил потому, что не княжеское это дело создавать пантеоны. Вообщем (на мой взгляд) и волхвы-то пантеоны не создают, они лишь почитают богов по сложившейся традиции. Мне кажется, что здесь есть большое противоречие, князь самодеятельно присвоил себе право указывать каким богам нужно поклоняться, а что делать с остальными?
«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь»
Как видите Велеса в списке нет, а это один самых почитаемых богов. Ведь еще во времена Олега, Игоря и Святослава, русичи клялись Перуном и Велесом, а в пантеоне, Велеса вдруг не стало.
«Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир.»
Так, что об усилении язычества я бы не говорил, скорее наоборот. Я думаю, что эта первая реформа Владимира и привела к легенде о борьбе Перуна и Велеса. Север все таки больше почитал Велеса, а ему стали Перуна навязывать. Это противостояние как раз привело к ослаблению язычества. К противосстоянию севера и юга.
С Уважением,
Александр