|
Отправлено: 23.02.05 17:37. Заголовок: Аллогия саги об Олафе, сыне Трюггви - св. кн. Ольга?
Поскольку ниже на форуме были высказаны сомнения. Аллогия в саге об Олафе сыне Трюггви выступает в качестве жены Владимира и покровительницы главного героя. В ПВЛ, среди известных имен жен Владимира Святославича, такое имя не упоминается. Наиболее близким по звучанию русским именем является имя Ольга, которое носила известная русская княгиня-христианка в X веке. Однако упоминание Ольги-Аллогии в качестве жены Владимира (на самом деле его бабки) – явный анахронизм и нелепица. Нелепица эта, однако, весьма просто разъясняется при попытке выяснения источников саги. Еще Е.А. Рыдзевская (Легенда о князе Владимире в саге об Олафе Трюггвасоне//ТОДРЛ, т.2, М.-Л., 1935) предположила, что одним из источником саги послужило «предание о крещении Руси из Греции, которое было связано с именем Владимира» и «могло быть известно на скандинавском севере». Однако исследовательница сделала весьма неосновательное заявление: цитата «Что с древнерусской Корсунской легендой оно непосредственно не связывается, а тем более с известным испытанием вер, достаточно ясно из очерченного здесь содержания его».
Несмотря на это авторитетное заявление для любого, кто читал сагу не в кратких выжимках Т.Н. Джаксон, ясно, что источником легенды о крещении Руси Олафом стала летописная повесть об испытании вер князем Владимиром. Первый эпизод ПВЛ: цитата Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой», и обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера - свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги - просто дерево». Владимир же спросил их: «В чем заповедь ваша?». И ответили они: «Пост по силе: «если кто пьет или ест, то все это во славу Божию», - как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».
Находит соответствие в речах Олафа против идолов и упоминании апостола Павла. Из речей Олафа: цитата «Гораздо лучше веровать в единого Истинного Бога, своего творца, того который сотворил небо и землю, и все видимое и невидимое, и подает вечное спасение всем истинно верующим в него и истинно служащим ему».
цитата «Не боюсь я богов, потому что и них нет ни голоса, ни зрения, ни слуха, ни разумения в чем бы то ни было … сами они не могут тронуться не будучи снесены или совлечены другими».
цитата «Епископ Павел был великий друг Божий, он сказал, что поедет в Гардарики, если Олаф поедет вперед» (своеобразно «объяснен» момент летописного сюжета, в котором учитель Павел почему-то не с учениками! – Николай Ф. )
Второй эпизод легенды об испытании вер: цитата «И, сказав это, философ показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведных справа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева».
Находит соотвествии в рассказе о видении Олафу рая и ада: цитата «В одну ночь привиделось во сне великое и дотопримечательное видение, именно ему представился огромный каменный столп, поднимавшийся в воздух так высоко, сколько ему можно было видеть ему»
(Олаф взбирается по столбу и видет рай – Николай Ф.): цитата «…цветущие удовольствия всякого рода, он увидел там светлых мужей, облеченных в белые одежды и украшенных всякою светлою славою, исполненных неизреченной радостью».
Затем ад: цитата «Когда хотел сойти со столпа, то услышал вопли и горестный плач душ в геене. Узнал многих полководцев и друзей своих, там же он увидел муки, приготовленные конунгу Вальдмару и жене его Адлогии».
Известие ПВЛ о советах Владимира с боярами по поводу принятия новой веры: цитата «Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира».
цитата Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?».
Находит соответствие в рассказе саги о принятии веры на тинге и в представлении авторов саги о том, что Владимир не сам, не по своему одному разумению, а по совету-примеру Ольги («бабы своей») принял христианство.
|