On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]



ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.05 13:48. Заголовок: Re: Баба Яга – языческий культ или пропавший этнос?


Я не думаю, что образ Бабы Яги имеет прямое отношение к славянству, как этносу, хотя бы потому, что Баба Яга автоматически противопоставляет себя “русскому духу”. “Бабушка-волшебница” мгновенно улавливает запах гостя-чужака, как РЛС реагирует на сигнал “свой-чужой”, причем четко идентифицируя этот дух как русский, и совсем не как татарский, германский, или еще какой-то. Такая фраза, как «раньше русского духу было видом не видать, слыхом не слыхать, а теперь русский дух сам в гости пожаловал..” говорит о том, что Баба Яга или же народ, стоящий за этим, возможно этнонимом ранее не встречался с “русским духом” или этносом в лице первых славянских переселенцев. Баба Яга во всех сказках есть живой человек, ибо как всякий homo sapiens она питается “чем-то”, а сам процесс кормления гостя самоидентифицирует Бабу Ягу в человеческом облике.

В сказке “Терешечка” Баба Яга пытается сжарить и съесть Гостя: “Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкина мясца наевшись!” Многочисленные черепа и кости на заборе дома говорят также о том, что Баба Яга есть каннибал, поскольку до прихода “русского духа” здесь “кто-то” уже был сжарен и съеден. Это съеденные в прошлом “кто-то”, до знакомства с Бабой Ягой тоже были homo sapiens, из чего следует, что “русский” в данном контексте совсем не означает “человеческий”. Канибаллистическая сущность Бабы Яги не характерна для славян, но характерна для одного их исчезнувших северных народов - “самоеды”. “Человечина” так же не является предметом пищи славянских народов.

Другой фактор, это заклинание: «встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом», что говорит о том, что ранее избушка была лицом к людям, но в результате “каких-то” событий, избушка отвернулась. Эта избушка, по типу постройки похожа на известные на Севере «лабазы» или «чамьи», хозяйственные постройки на высоких гладких столбах, предназначенные для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников, кои всегда ставились к лесу задом, к путнику передом”. Спорна “география” Бабы Яги. Например, жители деревни Кукоба Ярославской губернии приписывают себе copyright на образ Бабы Яги, что еще раз подтверждает северное этно-географическое происхождение феномена. Удаленность Бабы Яги от “цивилизации”, в самой глубине леса, на самых непроходимых болотах, может служить свидетельством миграции или ухода одно из этносов глубоко в леса. По всей видимости, её история начинается в Карелии, в Олонежской губернии, откуда и идет весь былинный эпос.

Сам обряд “помывки” в печи (не под струёй и не в тазу) также наводит на размышления. “Русский дух” также не знаком с порядком “входа в печь”, то ли ногами вперед, то ли назад, что еще раз говорит о разности культур. Баба Яга встречает незваного гостя не агрессивно, что говорит о том, что гость в лице “русского духа” сильнее её, но тем не менее, её конечная цель уничтожения пришельца, не силой, а хитростью.

Относительно “иного мира” не одной сказке не сказано, что герой, придя к Бабе Яге попадает в “иной мир”. Иван Царевич попадает в другое государство, - герой заходит в обыкновенный лес, а не на кладбище, где живет Баба Яга. Вместе с тем, непонятна бесцеремонность Ивана Царевича, который заявляется к Бабе Яге как к себе домой, называя её старой “хрычевкой”, тут же требуя, “накорми, напои, итд”, что Баба Яга с покорностью исполняет. Иван Царевич почему-то абсолютно наплевательски относится к Бабе Яге, как одному из своих подданных, и его так же почему-то абсолютно не страшит ни избушка, ни кости и сама Яга. Такое впечатление, что он просто объезжает свои владения.

Здесь же не стоит путать образы Бабы Яги с образом ведьмы, ибо их описания различны. Образ ведьмы в виде Старухи Лоухи из финского эпоса и фрау Холле из немецкого, это совсем другая история. Образ ведьмы проходит в другой сказке, про “Сестрицу Алёнушку и братца Иванушку”. Здесь идет переплетение образов, в одних вариантах здесь выступает злая ведьма колдунья, в других, она же является Бабой-Ягой, которая требует погубить Иванушку, что еще больше запутывает вопрос, - ведьма или Баба-Яга? А может быть это Золотая Баба, персонаж фино-угорской культуры, изучению которого посвятил несколько лет своей жизни Джильс Флетчер.

Из всего выше сказанного могу предположить, что Баба Яга является мифическим персонажем, не принадлежащим к славянскому этносу, и представляет собой заимствование из культуры одного из неславянских народов Севера России, или же мистифицированный собирательный образ одного из исчезнувших народов этого региона.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия