|
Отправлено: 11.01.05 14:46. Заголовок: Re: О путанице в Радзивиловской летописи 6709-6714 гг.
Чтобы понять, куда может относиться эта фраза, опишу, как подаются сведения на лл. 243об–245об в Р. Л.243об. 1. 6709 Всеволод шлет Ярослава в Переяславль Русский «августа на Далмата». 2. «тое же осени» смерти Владимира Черниговского. 3. «тое же зимы» лунное затмение 29 декабря. Л.244. 1. «того же лЪта исходяча февраля в 16» Роман приходит ко Вручему на Рюрика. 2. Он предлагает вместе послать ко Всеволоду моление, чтобы тот дал Рюрику Киев. 3. смерть Владимира Юрьевича – без даты. 4. смерть и похороны Елены. 5. дата – 6.2. на Укола. Ее по смыслу Р естественнее отнести к смерти Елены, чем к последующему сообщению. 6. Целование креста Ольговичами и их возвращение восвояси. 7. Прощание с Константином. 8. Пострижение княгини; описание органично перетекает на л. 244об. Л.244 об. 1. Целиком описание болезни и пострижения Всеволожей, которое Бычков, «отредактировав», поместил произвольно в середину 6714 статьи Л. 2. «Боголюбивыи же и милосердыи великий князь Всеволод не помяну зла…» – конец листа. Л.245 1. «…Рюрикова что есть сотворил в Русте земли но даи ему опять Киев…» 2. сразу продолжение «…лето 6712»: Роман шлет своего мужа к Всеволоду, тот шлет к Ольговичам Михаила Борисовича, который приводит их к кресту; Ольговичи шлют своих послов для ответного целования к Роману и Всеволоду. 3. 6713 Князья – кроме Ольговичей (о них не упоминается) совместно идут на половцев в лютую зиму; по возвращении в Треполе начинают делить «власти» - «кто како терпел…» Л245об 1. продожение цитаты «…за Русскую землю». Тут ссора, в ходе которой Роман постригает Рюрика в монахи и уводит Владимира [Рюриковича] с собой. 2. Всеволод требует от Романа выпустить зятя Ростислава и Владимира, тот подчиняется и сажает Ростислава в Киеве. 3. Тое же зимы Ольговичи бьются с Литвой. На этом Р заканчивается. На лл.237-238об помещены сообщения 6710-6711 гг., от смерти князя Игоря Святославича до пояснения смысла знамений. Является ли та конструкция, что представили издатели Л, единственно возможной? На мой взгляд, нет: она слеплена наскоро с точки зрения здравого смысла, без серьезной попытки вдуматься в содержание текстов. Смотрели только на форму. Некоторые «сшивки» напрашиваются – например, слова о молении после 16 февраля (л.244) и получение Рюриком Киева от Всеволода (стык лл. 244об-245). Но последнее сообщение столь вопиюще не согласуется с предшествующим, что вкупе с «повторным» целованием креста Ольговичами (л.244) ставит большой вопрос: а были ли сообщения Л и Р столь согласованы друг с другом, что первую можно воссоздавать из Р? Самым «экономным» толкованием путаницы в РА является такое: сообщение о «молении» было последним на списываемой странице, а потом переписчик перепутал страницу и стал списывать о смерти Владимира и проч., а уже потом дописал (после смерти Всеволожей) пропущенный кусок текста – без всяких интервалов и отделений – ничего, кроме стандартной точки. Этот кусок от «даи …Киев» до конца летописи можно воспринимать как единое целое. Однако смерти Владимира и Елены и повторное целование Ольговичей 6.2 выпадают из этого ряда и требуют найти им подходящее место. И здесь помогает аналогия из Львовской: если поместить эту информацию в 6711 г., то все становится на свои места: собственно она в РА и стояла там же («моление» явно относится к 6711 г., когда 16 февраля «исходящего» года Роман пришел ко Вручему). Таким образом, целование Ольговичей оказывается непосредственно предшествующим этому событию. Все эти события наиболее четко и непротиворечиво даются в Московской летописи под 6710 г.: Рюрик в союзе с Ольговичами решил выступить против Романа Мстиславича, который однако опередил их – вступив с войсками в Киев, Роман вынудил Рюрика и Ольговичей в первый раз целовать крест себе и Всеволоду, а также посадил в Киеве Ингваря Ярославича. Зимой Роман выступил в поход против западных половцев, в то время усиливших давление на Византию. Воспользовавшись этим, Рюрик и Ольговичи в союзе с восточными половцами во главе с Кончаком захватывают 2 января Киев и подвергают его разорению. Именно после этого, возвращаясь из похода, Роман и движется ко Вручему… Таким образом, в этой ситуации – после погрома Киева союзники должны были расходиться кто куда – Роман неожиданно для них подошел к Киеву, что и могло заставить Ольговичей покаяться и вновь целовать крест Роману. Тогда-то станет понятной, откуда и почему после 6 февраля, дня целования, Ольговичи «возвращались восвояси»: шли они домой, после взятия Киева...
|