|
Отправлено: 07.09.05 18:56. Заголовок: Re:
Уважаемый, Прохожий. Хочу пояснить свою мысль: рассказывая о прошлом, летописцы ищут объяснения в настоящем, а не наоборот. Как справедливо отметили Вы, языческие символы присутствуют в предании, но не они главные в тексте. Древнейший свод летописи дополнялся и перерабатывался. Вместе с преданием о смерти Олега, под 912г. помещен отклик на него, написанный, видимо, около 1113г. последним автором летописи. Перед нами своего рода показ законодательных актов, отражающие архаичные общественные отношения 912г. и зафиксирован переломный момент в жизни уже христианского общества. Летописец сообщает, что в 912г. во внешней политики Руси и Византии наступает период мирных отношений, что было вызвано для государств определёнными трудностями, обусловленными внутренними социальными кризисами. Правовой нормой в 912г. было то, что казнить, наказывать позволялось только жрецам и делалось это как бы по повелению языческих богов. Законы не только не пытались ограничить деятельность жрецов, но и полностью поддерживали их. В комментарии к преданию, которое было написано на столетие позже, я отмечаю: монах- летописец имел доступ к участию в законодательстве и судопроизводстве. Он выступал с обвинительной речью. Призывал к ответственности жрецов( за совершённые ритуальные преступления ,чародейство), со «смертельным исходом» околдованного. 1) Осуждаются действия жрецов направленные против княжеской власти; 2) Наказываются и языческие ритуальные преступления. Татьяна.
|