Есть ли неопровержымые свидетельства существования Олега?
В летописи есть две пары Олег-Игорь и Ольга-Игорь. Вторая пара вполне реальна. А первая?
По Кембриджскому документу поход на Византию 940 г. совершил ХЛГУ, а на самом деле Игорь. Но у Игоря в это время уже была жена, ставшая известна
Истории как Ольга, т.е. ХеЛьГа. Через несколько лет Игоря убивают древляне и правителем Руси становится его жена Ольга, т.е. ХЛГУ. Что и могло послужить причиной путаницы у автора КД.
Вот что предлагает Новосельцев
http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0154.htm цитата
Возможно, автором является какой-то крымский еврей или хазарин, который, как бывший подданный Иосифа, после гибели каганата нашел другого господина (вряд ли это византийский император), может быть главу одной из иудейских общин Византии, и по просьбе последнего составил по памяти, слухам и отчасти по книгам что-то вроде справки о Хазарии. В частности, он знал, что когда-то часть славян подчинялась хазарам, но перенес это на время Иосифа. Он слышал о князе Олеге, о походе 941 г. на Византию и о походах русов на Каспий, но точных данных и дат в его распоряжении не было, и он объединил все это в один весьма впечатляющий рассказ для просвещения своего любознательного, но малоосведомленного корреспондента.
Предлагаю внести сюда коррективу. Он слышал не о князе Олеге, а о правителе Руси Ольге
цитата
Прежде всего приходится отказаться от предположения, что Хелгу был одним из князей или воевод Игоря. В документе он именуется «мэлэх», т. е. царь, верховный глава русов.
Вместо переноса в будующее виртуального Олега, проще, как мне представляется, видеть в ХЛГУ Ольгу, реальную верховную правительницу Руси.
Массуди тоже пишет об этих же временах »...царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом» (хотя ал-Олванг одно из возможных прочтений).
Ольга могла начать фактически княжить еще во времена длительных походов мужа, что и ассоциировалось в двойного князя Олега-Игоря.
Летописец же просто увязал все легенды, нанизал на ось истории. У него был рассказ из Новгорода-Ладоги о Варягах, Рюрике и каком-то Игоре.
И другой рассказ о Игоре-Олеге (на самом деле Ольге) Киевском которые он и связал.
А ладожский Игорь это возможно совсем иной Игорь (родовые имена повторяются и в летописи). Ингвара конунга Ладоги упоминает Сага о Стурлауге Трудолюбивом Ингольвссоне, события которой связанны со вторая половина IX в. Но киевский Игорь не мог им быть, да и по саге Ингвара в Ладоге и убивают.
http://norse.net.ru/texts/sturlaugs.html Но события саги (война в Ладоге во второй половине 9-го века) вполне соотносятся с тем, что в Ладоге фиксируется археологией.
Игорь Ладожский конечно не мог быть единственным правителем в Гардарики, да и Ладога не была столицей, это всего лишь порт. В соответствии с той традицией именования, которая фиксируется летописью, следующим Игорем мог быть названн его внук или сын его брата.
Единственным свидетельством существования Олега становится договор 912-го года, напрямую увязанный с якобы имевшим место быть походом, которого не знают внерусские источники. И еще одно занятное совпадаение. После договора 912-го года Игорь начинает править и идет на древлян брать большую дань. И то-же самое повторяется после заключения договора Игоря с греками в 945-м. Настораживает и фраза «для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, ». О существовании других договоров о дружбе ничего не известно. При этом договор заключенный Ольгой после смерти Игоря не приводится.
Если Игорь пришел к власти путем захвата её у своего предшественника, то Ольга могла достатся ему как трофей.
Более точно это могло быть так. Непосредственно перед Игорем в Киеве правила Ольга, а что стало с её первым мужем нам не известно.
Муж её мог где-то погибнуть, это мог быть и Дир, мог быть и Аскольд.
У Масуди есть и Дир, и Ольванг, они современники и оба правят странами славян.
Такая женщина как Ольга вполне могла снискать славу отдельного независимого правителя, к тому же она повидимому происходила из другой «Руси» (третьей? что отражает представление о её Псковском происхождении) что и могло дать повод считать её независимым правителем.
Хельгу = Святой. Святой стала Ольга.
продолжение следует