Владимир пишет:
цитата
Это которая? Та что Анна, великая княгиня, святая (в язычестве Ингигерда), дочь шведского короля Олафа, жена великого князя Ярослава I . Скончалась в Новгороде в 1051 году; перед смертью приняла иночество с именем Ирины. Мощи ее почивают в Новгородском Софийском соборе. Память 10 февраля и 4 октября.
Эта? Если да, то уже отождествили и без меня.
Да уж, отождествили... Вот только:
1. Олаф Шведский принял христианство около 1000г. Ингигерд вышла замуж за Ярослава в 1019г. Стало быть она была христианкой с рождения или, по крайней мере, с младенчества. Так о каком язычестве вы говорите ?
Смена имени (Ингигерд -› Ирина) это хорошо известное культурное явление, которое в данном случае не имеет никакого отношения к смене религии.
2. Ингигерд действительно была похоронена в Софийском соборе, но не в Новгороде, а в Киеве, в одной могиле с мужем (вернеее - это он в одной могиле с ней, поскольку он умер позже). Их могилу видели путешественники еще в 16 веке, позднее она была утрачена, но вновь найдена при раскопках в Софийском соборе, насколько я помню, в 1930е годы. Саркофаг, в котором они погребены, и сейчас там стоит.
3. Мощи святой княгини Анны, которые «почивают» в новгородском Софийском соборе принадлежат женщине лет 35, и потому никакого отношения к Ингигерд иметь не могут.
4. Нет абсолютно никаких свидетельств что Ингигерд когда-либо принимала монашество. Эту догадку в свое время высказал Карамзин, пытаясь как-то согласовать разноречивые свидетельства о ее имени (Ирина vs Анна)
5. Имя Анна в новгородской традиции восходит к ее канонизации архиепископом Евфимием II во второй половине 15 века, то есть спустя 400 лет после смерти Ингигерд. Достоверность этой информации - практически нулевая. Если за ней вообще стоит хоть что-то реальное, то эту Анну можно считать смутным воспоминанием о первой жене Ярослава (эту идею в нескольких работах высказывал Назаренко).
Так что тщательнее отождествлять надо.