|
Отправлено: 29.01.06 21:21. Заголовок: По следам апостола Андрея
Хочу изложить свою версию, зачем обратился летописец к такому сюжету. Несмотря на необычность маршрута апостола Андрея, попасть в Рим, поднимаясь на север по Днепру можно. Перед сообщением об апостоле в тексте летописи имеется своеобразная подсказка, как двигался провозвестник христианства Андрей. «…тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в вер¬ховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вы¬текает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно при¬плыть в Понт море, в которое впадает Днепр река».Из текста ясно, что весь путь апостола Андрея складывается из 2 торговых путей « из варяг в греки» : сухопутно – речного(« заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам. И сказал ему воевода: « Обойди князь пороги на конях…») ориентированного на реки ,и от Новгорода до Рима – морского. Вместо долгого и полного опасностей плавания по морю апостол, пройдя « кругосветное» путешествие, предпочел более короткий и надежный путь по рекам и суше. И благословил город Киев на Днепре, служивший своеобразными воротами европейской торговли с народами Причерноморья. Удобные водные пути способствовали развитию широких торговых связей Новгорода: из реки Волхов в Ладожское озеро, по Неве можно добраться до Балтийского моря далее вокруг Европы через Гибралтар в Италию и далее в Константинополь. Торговый Новгород рос и был богатым городом. Но морской путь (наличие множества островов, подводных скал, течений, резкой сменой погоды, штормы и бури, тихоходные и неуклюжие суда) ассоциировался у апостола с «мучениями» новгородских «словен» в бане, о чем он и рассказал , окончив своё морское путешествие в Риме. Морской торговый путь преодолевался одним кораблем, на суше товары чаще передавались через цепь последующих звеньев, так на протяжении торгового пути возникали поселения, которые и способствовали возникновению Русского государства, что и отметил летописец. В свете экономической взаимосвязи варяг и греков из Византии по торговому пути с юга проникают идеи христианства, а с севера в Киев приходят воинственные варяги Аскольд и Дир, а затем и Олег с сыном Рюрика. Гениальный летописец убеждает нас, что путь « из варяг в греки» по рекам и суше, который первым прошел апостол Андрей, стал « стержнем» формирования древнерусского государства. Татьяна.
|