|
Отправлено: 02.01.05 08:28. Заголовок: Re: Re: Re: *Vel(e)sъ
Если я не ошибаюсь, в ходе нашей дискуссии, Вы утверждали, что из лингвистов «никто начиная с 60-хх иначе не думает», что Волос и Велес - разные персонажи. Но это не так! в 1990-е гг. вышла специальная работа польского лингвиста Л.Мошиньского (которого я уже упоминал) «Detronizacja Welesa» // Studia nad polszczyzn kresow.-- T. 7. Суть её изложена в украинском критическом отзыве: «Л. Мошинський: а) слідом за Г. Ловмянським уважає Велеса і Волоса двома не пов’язаними між собою утвореннями і кваліфікує останнього як пізнє проникнення до слов’ян-язичників християнського культу св. Власія (гр[ецьке]. ch914;ch955;ch945;ch963;ch953;ch959;ch950;, канонізований вірменський єпископ IVст., що опікувався з худоби), із східнослов’янською гіперістичною перебудовою Влас › Волос [9, 227-229]; б) форму ж Велес вчений визначає як кельтське запозичення з давньокельтського звідки давньоірландське «віщун, поет» [9, 231]: одне значення цього кельтського слова відклалося в «Слові о полку Ігоревім» (вщеи Бояне, Велесовъ внуче), а другий-- у старочеській назві біса , фіксованій у XV-- XVI ст.» В позднем происхождении Волоса уверена и О.Б.Страхова (Страхова О. Б. На святого Николу. // Paleoslavica. - Cambridge, MA, 1994, Vol. 2) (цитирую также по ссылке): «Структурная антропология с ее бесстыдно примитивными схемами, отработанными на экзотическом материале бесписьменных культур, вдохнула новую жизнь в никогда, впрочем, не умиравшее стремление к подчинению сложных феноменов духовной культуры индоевропейцев жестким и удобным своей лукавой простотой механизмам кабинетной мифологии». И далее о «связи» культа Велеса с культом св. Николая: «Своей популярностью на суше и на море св. Николай обязан не наследованию им языческих культов Посейдона, Нептуна или Артемиды Эфесской и уж, тем более, не крайне проблематичной преемственности по отношению к «скотьему богу» Волосу, этой «диглоссийной» выдумке древнерусских книжников ХІУ в., как хотят нас уверить старые и новейшие исследователи, а двум эпизодам своего жития, ставшим (в некоторые исторические моменты) необыкновенно популярным». Систему аргументации, естественно, надо смотреть в самой статье.
|