On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]



ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.05 19:42. Заголовок: Re: Что говорит закон?


В архаических обществах наследование власти и наследование имущества «в народе» могли существенно различаться, так как определялись разными принципами.

Как кажется, наследование престола по отцу окончательно утвердилось только на Любечском съезде в 1097 г. («да каждый держит отчину свою»). Ранее этот порядок находился в процессе становления. А.Назаренко, а до него В.Мисюгин, уже обращали внимание, что Святославу, вероятно (судя по Титмару и Саге об Эймунде) Владимиру, и Ярославу наследовали ТРОЕ сыновей. Из них всякий раз следующему поколению передавал власть младший (в старшинство Ярослава трудно поверить). Святослав с племянниками его отца Игоря также составлял триаду, то есть Игорю тоже должны были наследовать трое (на Дунае Святослава сопровождали Икмор и Сфенкел).

Ольга, конечно, ключевая фигура в раннем престолонаследии. Правильно было замечено, что правила она, а не Святослав. Хотя летопись, глядя на сер. 10 века глазами людей конца 11 века, приписывает Ольге передачу престола возмужавшему Святославу, судя по его поискам «своего княжества на Дунае», он до конца жизни так и оставался в странном положении по отношению к Киеву.

Если учесть, что Игорь и Олег в Киеве люди пришлые, то следует задуматься над тем, как была узаконена их власть. Современному сознанию свойственно читать, что они правили там «по праву сильного». Но такого «права» не существовало. Захватить город можно было, но чтобы ПРАВИТЬ там – нужно было оформить свое положение в соответствии с порядком, предписывавшимся богами этого города. И.Фроянов, вслед за Д.Лихачевым и Б.А.Рыбаковым (которых он как обычно «критикует») как-то обращал внимание, что в некоторых догосударственных обществах стать правителем можно было победив (убив, в чем видели выбор богов) предшественника. Так Мстислав «зарезал» Редедю, а дан Ярмерик с братом убили князя славян Измара (у Саксона). Рассказ об убийстве Олегом Аскольда и Дира, видимо, опирался в основе на то же правило.

Но убить предшественника – только полдела. Вторая половина – приобретение права на его имущество, семью и власть, как было с Мстиславом и касогами. Здесь ключевым звеном была женитьба на вдове или дочери предшественника. В сагах, различающих статусы конунга и правителя, кстати, есть отголоски этого правила. Оно состояло в том, что «носителем» власти была женщина, а ее «осуществителем» - ее муж. По этому правилу Рюрика были вынуждены женить на Ефанде. Вероятно, и Ярослав приобрел право на Ладогу, женившись на Ингигерд. Правило строилось на статусе этой женщины как жрицы главной Богини данной земли (здесь же истоки правила наследования триадами).

Как следствие, сын княгини, при всей знатности происхождения, не имел прав на престол дома. Игорь не мог наследовать Рюрику в Новгороде и был вынужден отправиться в Киев. Здесь он наследовал не отцу, а Олегу, который «дал» ему жену Ольгу. Поэтому когда Ольга отказала Малу, это означало провозглашение нового порядка наследования власти. Святослава хотели провозгласить князем Киева, но по старому правилу он на это не имел права. Отсюда его скитания.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия