|
Отправлено: 13.12.04 11:51. Заголовок: Re: ЛЕТОПИСЬ ГРИГОРИЯ ГРАБЯНКИ или О ХАЗАРАХ НЕ ПО ГУМИЛЕВУ
А года 612 Хоздрой, царь персидский, пошел походом на греческую землю, Серею, Египет и Ливию, а оттуда с легко вооруженными отрядами не раз ходил дальше и немало неприятностей греко-римскому государству натворил. И так донял, что сам царь Ираклий пошел против него. В намеченный поход отправляясь, он поручил надзор за своим сыном Сергею, патриарху Костантинопольскому, Бононию- Патрикию и кагану хазарскому, королю аварскому, что на это время уже с ним помирился и жил в любви и согласии, оставив лучшую часть своего войска для обороны города, другую часть он взял с собой и пошел на Азовское море, в страну к отуреченным хазарам, прозванную Анатолией и уговорил их присоединиться к нему. Тогда же, перейдя горы перевалами вблизи Каспийского моря, ворвались в Персию под руководством Зебилия, второго человека в Хазарии после кагана. В городе Лазик к хазарам, которые беспощадно громили персидскую землю, присоединился и кесарь Ираклий. Зебил, с войском своим поклонившись ему, оставил во главе отряда в сорок тысяч отборного войска своего старшего сына, а сам возвратил домой. А Хоздрой, будучи вынужденным оставить коварно захваченные земли, ушел в свои каря и стал готовиться к обороне. Бился же он с Ираклием лет с двенадцать, но никак не мог одолеть Ираклия. Но зная, что тот каган не всегда держал свое слово, прислал к нему послов и перетянул на свою сторону, подговорив ,чтобы тот оставил греческого кесаря, примирился с его воеводой по имени Серварис и вместе с ним покорил войной греческую землю. Каган с охотой повелся на это и с большим хазарским и персидским войском пошел на стольный град Константинополь. И таки взял бы его, когда бы не был побежденный чудесной непреодолимой силой пресвятой богоматери, которая свой город, как судьбу собственную оберегает, о чем детально в синаксири пятой четвертого десятку рассказывается. После того страшного поражения хазаров под Костантинополем, хотя и силы хазаров стало меньше, окружающие их народы все же опасались бесчисленности хазарской. И потому их повелитель, царь греческий Лев Исавранин, года 630, в поисках мира, повелел своему сыну Льву Копрониму взять в жены Ирину, дочь кагана; со временем у нее родился сын Лев, прозванный хазарином и этот сын после отца своего унаследовал скиптер государства греческого. К этому кагану (хазарскому, Лев) года 640, король французский прислал своего посла Рихария с просьбой о помощи; тот посол, прибывая у кагана, как-то при случае заговорил о нечестивой идолопоклоннической хазарской вере. Каган же ему в ответ мудро сказал: «Вы, христиане, рабами божьими называетесь, а против воли его злобу неисповедимую создаете, вот именно поэтому бог ваш и разрешает, чтобы мы, неверные, гнев божий вам на мечах своих несли Вскоре же хазары, с греками помирившись по-христиански, начали от херсонян перенимать веру и породнившись с ними начали у себя православно - католический догмат проповедовать. И на том твердо стояли, но волей божьей земли их обессилели и тогда, года 888, Карл Великий, король французский, пошел войной на них во главе огромного войска на провадыря хазарского который воевал на Волге и разбил его и столицу его, вместе с двором его, который хорошо укрепленный был, взял. После же, боясь возрождение силы хазарской, да и вместе с тем опасаясь их, решил он уничтожить этот народ, захватил их царство, стольный град вместе со всем его народом разметал, так, чтобы и упоминания о хазарах в Панонии не осталось; взял там король франков столько добра и богатства, сколько ни одна война еще ему не приносила. Те богатства, взятые с побежденных и аваров заодно с каганами их, и принесенные сюда лежали много лет недвижымие, здесь же лежало и то, что было забрано у многих царей, кесарей и у самих франков, и то все собранное не за один год, а за одно лето погибло. Так народ словенский или же хазары, сперва наводивший страх на народов севера и юга, запада и востока перевелся после войны с французами, оставив нам, потомкам, только память о том, что хазары проживали в Панонии
|