|
Отправлено: 19.01.05 14:28. Заголовок: Re: А.А. Горский о землях и волостях (открытие или косяк?)
Абрамович Д.И. Жития св. Мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг. 1916 г. Ну может быть мысль о противопоставлении город – земля действительно сделано мной излишне поспешно. Но наличие неких административных единиц (гнезд поселений), отождествляемых с лучше известными позднее сотнями и выставлявших воев в полк, вряд ли стоит отрицать. Я имел в виду ретроспективу, т.е. связь понятия «земля» с позднейшей земщиной и сотнями. Такую же параллель, например, проводят Мельникова и Петрухин: цитата В период разложения родоплеменного строя формируются крупные межплеменные конфедерации - союзы племен (земли или княжения) которым в реконструкции Б. А. Рыбакова соответствуют «тысячи» -позднейшие «тьмы» в фискальной системе ордынского времени: Киевская, Смоленская и т. д. **** Восходящая, по мнению большинства исследователей к позднейшему строю система сотен (hundari – на племенной территории свеев), херадов (herad - в остальной части Швеции, Норвегии и на Датских островах) и сюсл (syssel - в Ютландии) послужила основой административно-территориального деления земель в период становления феодальных отношений, а в XIII-XIV вв.- административного, судебного и фискального управления. Несколько сотен (херадов, сюсл) входили в состав более крупной единицы - области: ланда, фюлька или группы фюльков (в Норвегии), первоначально, видимо, территории расселения племени, точнее, союза племен (Свеаланд, Ёталанд в Швеции, Рогаланд и др. в Норвегии и т. д.). В наиболее обследованной области -Свеаланде - выявляется относительно упорядоченная сеть административных центров: всего ланда - в Старой Упсале и в каждой из сотен. Так же и в Дании X в. наряду с Еллинге -административным и культурным центром Ютландии - функционируют центры округов: Алаборг, Рибе и др.) Архаичное происхождение центров, сотен (херадов) устанавливается как на основе археологического материала, так и данных топонимики: большинство из них носит в Свеаланде название Туна, к которому нередко присоединяется в качестве первого элемента имя одного из языческих божеств (pors-tuna, Ull-tuna и др.) . Рядом с тунами обнаружены могильники VII-VIII вв. (вендельского времени) с погребениями родоплеменной знати (Туны в Альсике, в Баделунде и др.). Судя по руническим надписям, туны являлись также местами тингов - народных собраний
Мельникова Е.А. Петрухин В.Я. Формирование сети раннегородских поселений и становление государства (Древняя Русь и Скандинавия)//История СССР. 1986, 5. Собственно мне кажется землями называли 1) независимые государства, 2) старые племенные территории (деревская земля). С ув. Ник.
|