On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]



ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.05 11:10. Заголовок: Re:


Николай пишет:
цитата
десакрализация рассказа о смерти от змеи могла произойти (и вероятнее всего произошла) до ее присоединенеия к образу Олега

Здесь согласен полностью и также с текстом Николая выше относительно этапов соотношения мифа, фольклора и эпического текста. В предыдущем посте я спешил лишь выразить общую идею зависимости летописного образа от мифологического архетипа.
Николай пишет:
цитата
Исторической основой данного сюжета стал, по всей видимости, захват русским князем ХЛГУ хазарского города СМКРЦ. Индейское царство - первоначально несоменно иудейское

Это интересная мысль, но я всегда опасаюсь слишком буквальных трактовок. Надо обдумать.
Николай пишет:
цитата
Неожиданному проникновению в город Олега соотвествует в былине незаметное проникновение во дворец воинов-муравьев Вольги. Обращение в муравьев здесь символизирует несомненно не инициацию, а такую способность героя, как способность становиться невидимым. ...
Способность становиться невидимым характеризует здесь скорее самого Вольха, и является следствием его происхождения от огненного змея, укусившего в ногу его мать

Историческая основа выглядит соблазнительно. Хотел только обратить внимание на то, что образ муравьев в былине использован как архетип, который в данном контексте играет совсем иную роль, нежели в рамках того жанра, где он возник. То есть, дело здесь не в разной реальности (инициации или военный набег), а в разном жанровом контексте, где этот архетип используется. В эпосе он приземлен (десакрализован) к конкретной реальности, но возник он в рамках мифа, который использовался как описание и модель для целого комплекса ритуалов, в том числе и инициаций.
То обстоятельство, что способность к превращениям и невидимости соотносится лишь с главным героем, показательно именно для мифа - так как миф повествовал о Первогерое, действовавшем во времена основания мира, а уж его действия затем становились модельным образцом для повторения-копирования юношами, превращавшимися в зрелых мужчин. Миф повествовал об одном, а ритуал должен был пройти каждый.
Происхождение Вольха от огненного змея напоминает также южнославянский цикл о Змее-Огненном Вуке и рождение от Змея богатырей-юнаков.
Николай пишет:
цитата
Хотя в общем плане такое вера в такое явление как оборотничество в конечном счете восходит к тотемистическим представлениям о происхождении людей от животных предков (в т.ч. сказания навеяны впечатлениями от инициаций). В каждом конкретном случае этот первоначальный смысл мог меняться до неузнаваемости, исходя из потребностей литературного замысла.

Полностью согласен.
Николай пишет:
цитата
Думаю структура образа Олега развивалась в предании в направлении сакрализации, а не десакрализации.

Это напоминает "вечный" спор между сторонниками исторической и мифологической школ. Согласен в том, что применительно к конкретным образом следует разбираться с деталями - эпичнеское и раннеисторическое творчество были многослойным мыслительным процессом и общие методологические установки здесь часто упрощают ситуацию.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия