|
Отправлено: 04.09.05 20:18. Заголовок: миф, ритуал
Спасибо! О связи мифа и ритуала так оно и есть, а мысль о ритуале как о средстве рационализации мифа хороша - надо обдумать! Забываю все написать о змее, которая укусила Олега. Как известно, в волшебных сказках Герой (Иван-царевич, быкович и т.п.) сражается с многоголовым Чудом-Юдом - эвфемизм для многоглавого Змея-Дракона - на границе культурного пространства, которое отделено от иного мира речкой Смородиной, через кою Калинный мост. Чудо-Змей здесь олицетворяет энергию хтонического мира, практически непобедимого, но запертого в своем пространстве. Герой лишь охраняет свой "организованный" мир от прорывов туда неорганизованной энергии Хаоса, локализуя и уничтожая отдельные прорвавшиеся сгустки чужеродной энергии. На мосту - то есть фактически на своей территории - Герой всегда побеждает Змея, обеспечивая сохранность окультуренного пространства. В то же время сама борьба со Змеем "подзаряжает" Героя энергией инородного хаоса и он несет ее своему народу, в свой мир и космос, обеспечивая непрерывность их циклического развития - то есть фактически подпитывая почерпнутой в ином мире энергией структуру общества и космоса, жесткость законов которой препятствует ее самопроизвольному развитию. Во многих сказках, на которые обратил внимание Б.А.Рыбаков (хотя его трактовка и оставляет желать лучшего), победа над Змеем и его гибель влечет за собой преследование Героя и его помощников со стороны Матери-Змеихи (или жены Змея), которая стремится проглотить обидчиков. Как представляется, образ этой Змеихи и перекликается с той змеей, которая укусила Олега. Победив Змея, защитив свой мир и принеся в него нужную ему энергию, добытую от Хаоса, Герой в то же время оказывается заражен ею как смертельной опасностью - она из другого мира и не совместима с нашим. Поэтому Герой обречен. Это знают жрецы. Но не знает он сам, поскольку, совершив великий подвиг, он на вершине могущества и блаженства. Однако "верный конь" и его отнесет в свое время в иной мир, как и каждого из нас. Сходную парадигму описал на примере образа Геракла, его подвигов и смерти на костре М.Евзлин.
|