|
Отправлено: 08.09.05 09:01. Заголовок: Re:
Ув. Прохожий. Древнерусский летописец считал, что символ служит средством раскрытия смысла, обретения истины. Этим и определяется характер символических метафор, сравнений, языческих обрядов в летописи. Простейший пример: «И бысть сеча силна, яко посветяше молонья, блещашеться оружье,и бе ГРОЗА велика и сеча силна и страшна» (Повесть временных лет…6532г.) Наше современное значение гроза- буря с громом и молнией Древнерусское значение слова гроза – грозящая гибель – проявляется и в данных фольклора и лексике диалектов. Сравните, в сборнике пословиц Л.Н. Майкова « За плечьми гроза» т. е. то, что может тебя погубить. Из Онежской былины « Ты теперь – то во моих руках – да под моей грозой» т. е. я могу тебя погубить. Это позволяет сказать, что слово гроза мало изменилось там, где речь идёт о грозе феодального князя, гроза - подчинение, порабощение страхом. Слово грозить в русском языке не имело, сколько нибудь заметной эволюции, его значение внушить страх, повиновение. Самое древнее славянское значение слова гроза -угрожающая гибель, кара, т. е. угроза, но конкретная - кара, смерть. А теперь свяжите слова гроза с языческим богом грозы Перуном. Считаю: символическим смыслом наполнены почти все события в летописи. Я больше согласна с Николаем, что народнопоэтическая символика в сознании древнерусского летописца тесно переплетается с религиозно – христианской символикой. Татьяна.
|