Здраствуйте!
Владимир пишет:
цитата
Николай, Вы ушли от вопроса.
Нет нисколько. Я хорошо знаю аргументы этой гипотезы (люди = лудана). Пару лет назад это была моя собственная рабочая гипотеза, которую я «пробовал» на форуме. К сожалению от нее пришлось отказаться. Причина следующая.
Обратите внимание, что согласно гипотезе Хермана, liudi – не название отдельного племени из числа руси или даже всей руси, а характеристика всей руси как «людей» (сильнейших, независимых). Таким образом «людьми» русь не называлась, а потому в качестве «людей по названию» ал-Масуди знать ее не мог.
DenisKa пишет:
цитата
Что же мы имеем, если применим эти два тезиса к «Луда’ана»? Да то, что в другой книге ал-Мас’уди фигурирует другое название того же самого -- ал-Куд.кана. А рукописные варианты еще разнообразнее: ал-Лувазйа, ал-Мувад’ана и т.д. Таким образом, надо найти то слово, графический облик которого сделал возможным все эти искажения.
Я не занимаюсь этим по той причине, что это дело лингвистов. Я же историк, да к тому же еще любитель. Должно быть что-то вроде «разделения труда».
А вы уверены, что Хвольсон, Маркварт, Минорский (и современные авторы кстати, например Калинина, Коновалова и др.) не принимали в расчет возможности восстановления первоначальной формы? Видимо искажение «лордомани» - «ал-урдуманийа» на письме в «ал-лудана» и т.п. им представлялось возможным. Кто-то выступал с аргументами против этой возможности?
Если нет, то выбор легко определяется контекстом. У нас есть несколько вариантов примерного названия и несколько вариантов известных названий руси и приравненных к ним географических ориентиров. Ал-Масуди упоминает «лудану» в контексте нападений и путешествий норманнов в Испанию. О нападении на Севилью в 844 г. «маджусов-урдуманийа» говорят несколько авторов. Ал-Йакуби называет их русами. Идея ал-Масуди – доказать вопреки мнению ал-Йакуби и др., что «маджусы-урдуманийа» приплыли не с Атлантики, а с Черного моря, оттуда откуда приходят только русь. Ошибочный вывод который сделал Масуди, состоял в том, что ал-урдуманийа, приходившие к Риму и в Андалусию, это вид известной ему руси. Сам поход характеризовал этот вид русов как «сильнейший» и наиболее многочисленный. Этот вывод ал-Масуди по сути делает независимо от того, лудана= или ‹› норманны. Почему же не видеть в «лудана» - логичную материализацию этого вывода?
Впрочем трактовка термина «лудана» - не является аргументов в пользу гипотезы, развиваемой в опусе.
С ув. Ник.