Добрался сегодня все-таки до библиотеки и почитал советских ученых:
1) промискуитет был
2) кровнородственной не было (на чем я и не настаивал)
3) Л.Моргана критикуют за непонимание классификационной системы родства и
пуналуальную семью
Хотя следом возвращаются вдруг к его схеме
дуально-родовой организации.
По сути дела Морган открыл ее и ошибся лишь в мелочах (неаккуратно использовал термины описательной системы родства «отец», «сестра» и т.п. к классификационной и назвал промискуитетное общение групп мужчин и женщин кросс-кузенным браком, хотя надо было половым партнерством).
4) что касается
парной семьи, то аналогичная некорректность - в стаде не было парных семей, а были беспорядочные половые отношения с установлением более менее длительных пар. Парные семьи - позднеродовая община.
5) Что касется Энгельса о господстве женщин он сказал лишь раз, да и то прокомментировав высокое положение женщины в материнском роде. Т.е. вот это место из Моргана:
цитата
Каково это положение еще при парном браке, может засвидетельствовать Ашер Райт, бывший много лет миссионером среди ирокезов племени сенека. Он говорит:
«Что касается их семей, то в те времена, когда они еще жили в древних длинных домах» (коммунистические домашние хозяйства нескольких семейств) «...там всегда преобладал какой-нибудь один клан» (род), «так что женщины брали мужей из других кланов» (родов) «...Обычно господствовала в доме женская половина; запасы были общими; но горе тому злополучному мужу или любовнику, который был слишком ленив или неловок и не вносил своей доли в общий запас. Сколько бы ни было у него в доме детей или принадлежащего ему имущества, все равно он каждую минуту мог ждать приказания связать свой узел и убираться прочь. И он не смел даже пытаться оказать сопротивление; дом превращался для него в ад, ему не оставалось ничего другого, как вернуться в свой собственный клан» (род) «или же — как это чаще всего и бывало — вступить в новый брак в другом клане. Женщины были большой силой в кланах» (родах), «да и везде вообще. Случалось, что они не останавливались перед смещением вождя и разжалованием его в простого воина»
6) большесмейные материнские общины «родии» были, но власть в них формально принадлежала старшему мужчине - старшему зятю или брату, оставашемуся в семье. Т.е. по последнему пункту я «загнул» о
матриархах.
Но если формально главой рода был мужчина (зять или старший брат остававшийся с женой в материнской семье), фактически влияние было у женщин. Это стихийное явление в условиях их численного превосходства. Из моей практике семья жены. Глава рода - брат живет отдельно и привлекается лишь для компетентного решения важнейших дел. Главой в семьи в поселке считается зять, но руководят всем сестры (их 5).
С ув. Ник.