DenisKa пишет:
цитата
Неужели из всего мною сказанного не ясно, что и мне представляется так же?
Теперь ясно, а раньше нет.
цитата
то слово возникло в сканд. среде на Руси в пер. пол. 10 века (или около того)
Теперь хотелось бы все таки разобратся, что оно означало первично. Получается, что древнейшее зафиксированное употребление этого термина (выявляемое косвенным образом), это употребление росами в Византии по отношению к их союзникам. О том, что они были именно союзниками (росы и варяги) говорят византийские авторы и летописи (Воскресенским и Никоновским) указывая варягов участниками похода 1043 г.
Не имея возможности цитировать византийцев воспользуюсь текстом Иловайского, а Вы поправьте, если что не так.
цитата
Анна и ее муж Вриенний, конечно, имели одинаковые понятия о Варангах. Вриенний же заметил, что они «родом из варварской страны, соседней океану». Почти так же выражается и Скилица-Кедрен в известии о русском походе на Византию 1043 года. Он говорит, что в этом походе участвовало и союзное войско из народов, «обитающих на северных островах океана». Русские летописи подтверждают действительное участие наемных Варягов в походе.
Немаловажно, что речь идет о сборном союзном войске которе не может в силу этого иметь название одного народа.
И разноэтничность состава варангов в Византии как бы тоже указывает на это-же. Но с другой стороны в хрисовулах варанги стоят в ряду народов, как народ варанк называет ал-Бируни. Возможно это отражает те перемены, которые произошли со значением термина на самой Руси, от первых варяг, получивших название от заключенного ими договора, название распространилось с одной стороны на всех остальных подобных наемников, с другой стороны на родственную им группу народов, как частное и общее название. Интересно найти переломную грань. От призвания варягов Владимиром, до ал-Бируни слишком малый отрезок времни, чтобы исказился смысл. Другое дело, если термин начинал существование во времена Олега и Игоря и означал исключительно союзника, тогда за время прошедшее от них до Владимира первичный смысл мог утратится и осталось только память того к кому словене применяли этот термин - к представителям народа с которыми у них был заключен договор.